Полезные ссылки

Федеральное собрание

Госдума

Счетная палата РФ

Портал КСО

Счетные палаты субъектов РФ

Карелия официальная

Законодательное собрание РК

КСП РК Вконтакте

Счетная палата Российской Федерации: кардинального улучшения финансового состояния дотационных регионов не произошло

Счетная палата Российской Федерации на своем официальном сайте опубликовала новый номер Бюллетеня СП РФ, темой которого является региональное развитие.

В исследовании, которое легло в основу этого выпуска, Счетной палатой были проанализированы цели, задачи и меры государственной политики регионального развития в части межбюджетных отношений, проведен анализ финансового состояния регионов. Для проверки была отобрана группа регионов, включая Республику Карелия, исходя из уровня их дотационности (от 20 до 40 %), так как это важный показатель их финансового состояния. Одной из гипотез исследования было то, что данные регионы могли бы существенно улучшить свое финансовое положение за счет развития собственной доходной базы.

В результате Счетной палатой сделан вывод, что решение задач и реализация мер госполитики регионального развития привели к положительной динамике исполнения бюджетов данной группы регионов. Прирост налоговых и неналоговых доходов анализируемой группы соответствовал среднероссийским значениям – около 20 %. Темпы роста расходов их бюджетов составили 114 % в среднем за период. Это немного выше, чем в среднем по всем субъектам России (113 %). Однако положительная динамика основных показателей бюджетов рассмотренных регионов не обеспечила снижения уровня их дотационности.

Вместе с тем, анализ показал, что роль субъектов в реализации и достижении целей и задач госполитики регионального развития не определена. Меры (мероприятия) по достижению целей и задач госполитики регионального развития направлены на изменение отдельных показателей финансового состояния регионов, не увязаны с их социально-экономическим развитием и не приводят к кардинальному улучшению их финансового состояния в целом.

Оценка изменений финансового состояния регионов в увязке с их социально- экономическим развитием не проводится, что обусловлено отсутствием на федеральном уровне методики и критериев такой оценки. Также затруднена оценка регуляторного воздействия решений, принимаемых на федеральном уровне, на изменение финансового состояния регионов. При этом динамика показателей финансового состояния регионов изучаемой группы и изменение уровня их дотационности мало зависят от решений региональных властей, определяющее воздействие оказывают внешние факторы.

Решения, принимаемые на федеральном уровне, оказывают неоднозначное воздействие (стимулирующее или ограничивающее) на показатели финансового состояния всех регионов в силу их значительной дифференциации.

Председатель Контрольно-счетной палаты Республики Карелия Алексей Дорохов прокомментировал результаты экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты применительно к Карелии.

«Карелия попала в список изученных Счетной палатой субъектов РФ не случайно. В последние два года проанализированного периода (2019 и 2020 гг.) доля дотаций в объеме доходов консолидированного бюджета Карелия действительно выросла.

Принятые ранее федеральными органами решения оказали серьезное влияние на объем собственных доходов республики – в первую очередь, налоговых. В результате функционирования института консолидированной группы налогоплательщиков Республика Карелия не досчиталась 3,8 млрд рублей в 2018 году, а в 2019 и 2020 годах «теряла» по 5,9 млрд рублей ежегодно. В целом же за последние четыре года потери доходной части консолидированного бюджета республики по этой причине составили более 20 млрд рублей.

Для обеспечения сбалансированности бюджета вышеуказанные потери компенсировались за счет увеличения федеральной финансовой поддержки, в том числе за счет роста объемов дотаций. Так что это позволило обеспечить республике первоочередные расходы и обеспечить выполнение возложенных задач.

Однако республикой в тот же период принимались меры, направленные на рост собственных доходов и сокращение размера государственного долга, а также расходов на его обслуживание.

Реализуя принятую долговую политику, республика поступательно снижала госдолг, размер которого с почти 25 млрд рублей (на конец 2017 года) уменьшился до почти 19 млрд рублей (к началу 2020 года).

Несмотря на вынужденное наращивание госдолга в «коронавирусный» 2020 год, внешняя проверка исполнения бюджета за 2021 год показала, что размер госдолга на сегодняшний день практически вернулся к «допандемийному» показателю – с учетом роста собственных доходов, отношение объема госдолга к годовому объему налоговых и неналоговых доходов снизилось до уровня 46%.

В отчетном периоде доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов снизилась на 10,0 процентных пунктов (55,2 процента) и составила 45,2 процента. Доля дотаций в общем объеме доходов стала менее 20%».

Опубликованный Бюллетень содержит информацию о результатах мероприятия, официальную позицию Минэкономразвития России, экспертные мнения, а также инфографику и подборку исследований, примеров международной практики по указанной теме.

С полным текстом отчета и приложениями к нему можно ознакомиться по ссылке.

Напоминаем, что Бюллетень Счетной палаты – это официальное издание, которое выходит с 1997 года. Начиная с 2020 года концепцию Бюллетеня была изменена: теперь каждый номер посвящен одной теме. Таким образом, мы надеемся привлекать больше внимания к существующим в России проблемам и решать их путем открытого диалога с экспертами, органами федеральной и региональной власти. Ознакомиться с предыдущими номерами Бюллетеня можно в специальном разделе.